НЕБАНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
close

13:00:43
Слово о пацанах Адидасовых: Вову убили, Марат стал комсомольцем, а остальные пошли под суд


Спойлер. Финал сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) схож с началом советского фильма «Опасные друзья» (1980, 16+) про жизнь в местах лишения свободы. В скандальном «Слове…» осужденные подростки поют, стоя на сцене, «Седую ночь» Юры Шатунова, в ленте же времен московской Олимпиады хор заключенных-малолеток исполняет «У беды глаза зеленые, не простят, не пощадят».

Как ни забавно прозвучит, но слово «пацан» вошло в русский язык из французского. Пейзаж – природный вид, а человек в нем – пейзанин, пейзан. «Прекрасная пейзанка» – бытовало некогда в искусстве и такое понятие. А в XX веке пейзан получил упрощенную форму – «пацан». И уже давно не означает колхозника. Кстати, пацаки с планеты Плюк из комедии «Кин-дза-дза!» (16+) тоже производное от пацанов.

Что же до подростковых понятий, то первый фильм под названием «Пацаны» (18+) вышел на экраны в 1983 году. Социальная драма Динары Асановой с Валерием Приёмыховым и Ольгой Машной в главных ролях, рассказавшая о спортивно-трудовом лагере для несовершеннолетних правонарушителей, стала лидером советского проката и получила несколько наград, в том числе международных. Широкой популярности добился и пермский сериал «Реальные пацаны» (16+), выходящий с 2010 года.

Но остросюжетная драма «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+), повествующая о подростковых группировках в Казани конца 1980-х, с первых серий побила все рекорды скандальности и упоминаемости. Режиссер Жора Крыжовников создал ленту, главным продюсером которой стал Федор Бондарчук, по мотивам изданной в 2020 году книги журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Причем снимать в республике запретили ее власти, и как локации использовались Ярославль, Москва и Питер.

А уж когда на интернет-платформах Wink и START, плодясь и на торрентах, пошли первые показы, вокруг сериала разгорелись нешуточные страсти. Многие ЛОМы (считающиеся себя лидерами общественного мнения) у себя в соцсетях заявили о необходимости запрета сериала за романтизацию молодежного бандитизма и насилия, в частности. Оппоненты же доказывали, что сверхпопулярные некогда «Брат», «Брат 2», «Бандитский Петербург», «Бригада» (все – 18+) никому не навредили, а напротив, образумили и охладили многие горячие юные головы.

В конце концов, единственное место в русскоязычной среде, где на прокат «Слова пацана» все же официально наложили запрет, – это бандеровская Украина. Несмотря на все препоны, сериал стал очень популярным и там. Зато отечественный Роскомнадзор не нашел нарушений в показе этого фильма и на днях, как утверждают российские средства массовой информации (Ъ, МК, РИА «Новости», RT и т.д.), ответил на жалобы, поступавшие от ряда федеральных политиков, что данный контент распространяется с возрастным цензом 18+, и претензий к нему нет. Да и с любой точки зрения, замечает «Капитал-Weekly», репрессировать кино до выхода его последних серий – все равно, что повторять слова писателей про «Доктора Живаго» Пастернака: «Не читал, но осуждаю».

Подростковая преступность есть в любом обществе. Советский Союз исключением не был, и боролись с ней не только карательными методами, но и воспитанием. Знаменитый педагог Макаренко руководил, на секундочку, трудовой колонией для юных. Беспризорниками занималась Чрезвычайная комиссия по борьбе с бандитизмом, контрреволюцией и саботажем – во главе с Феликсом Дзержинским. Фильмы «Путевка в жизнь», «Республика ШКИД», «Армия Трясогузки» (все 14+) и другие давно – классика кинематографа. А про тинейджерские группировки времен застоя и перестройки снимались художественные и документальные ленты по горячим следам – тогда же. Кстати, в сериале «Слово пацана» есть эпизод, когда с подачи сотрудницы инспекции по делам несовершеннолетних сеанс в кинотеатре начинается с просмотра «документалки» о подростковых бандах, приглашающей зрителей к дискуссии на данную тему: «Почему сие происходит и как изжить».

Стартовые первые две серии ленты «Слово пацана. Кровь на асфальте», действительно, шоковые – на фоне друг за другом выкладываемых в Интернете российских ситкомов с сомнительным содержанием. Например, автор этих строк после 15 минут выключил сериал «Ира» (16+), чтобы больше вообще не включать. Ну, как бы совсем не интригует и не смешит, когда сотрудница МФЦ, справляя нужду на унитазе, рассказывает, как она ненавидит всех клиентов офиса «Мои документы». А вот «Слово пацана», по крайней мере, заинтересовало. В том числе и потому, что в нем показана история, которая не только казанская. Не в конце 1980-х, но в середине 1970-х драки стенка на стенку происходили и в пермских микрорайонах. У нас в Орджо головановские ходили бить левшинских и наоборот, потом все вместе противостояли правобережным гайвинским, гоняли из своих поселков всех неместных, а однажды «махаловка» закончилась гибелью сверстника – Вовы Сидякина, и все страсти как-то сразу утихли. Про Закамск – вообще молчу, снимая шляпу.

Между прочим, в годы перестройки, в 1988-м, по повести и сценарию тоже журналиста, ныне покойного Юрия Щекочихина был снят фильм «Меня зовут Арлекино» (18+), после которого исполнитель главной роли Олег Фомин стал звездой отечественного кино: теперь-то он уже еще и именитый режиссер. По эпохе двухсерийная лента абсолютно совпадает со «Словом пацана». Только в первой – про Подмосковье, во втором – про Казань. Но Арлекино во главе молодежной группировки «волков» с «вагонки» (все ее члены живут возле железной дороги) также катается в соседние места – в столицу, на другие станции, и метелят они там почем зря тех, кого чуть позже пресса назовет неформалами: металлистов, националистов, рокеров, люберов, панков и всех прочих непохожих. А в финале подругу героя насилуют представители банды мажоров у него на глазах, и что дальше – неизвестно. Не зря же одним из самых популярных в то время документальных фильмов был ставший практически мэмом «Легко ли быть молодым?» (Латвийская ССР, 1986, 16+).

Сейчас, глядя на те события сквозь призму 35-летней толщины, можно назвать перестройку началом распада советской державы, и тогда молодежные группировки выглядят чуть не как всадники апокалипсиса. Но и это не так. Ведь драки стенка на стенку происходили и до 1917-го, и после. Бились деревня на деревню из-за пустяшных поводов, бились из-за земельной межи, пластались улица на улицу, квартал на квартал, «наших бьют!» – в коллективных стычках выходила наружу лишняя энергия. Впрочем, большевики в первой половине двадцатого века нашли этим страстям применение, направив их на строительство нового мира. Позднее же, в период тогдашнего развитого социализма, общество стало обрастать мещанскими условностями, погружаться в двуличие, что вполне очевидно повлияло на подростков, начавших сбиваться в группы. Ведь там сверстники друг друга понимали, там были конкретные вожаки и четкие законы с ответственностью за их нарушение.

В сегодняшнем российском обществе положение категорически иное. Как раз поэтому ни «Слово пацана», ни другие произведения массового искусства не способны вызвать коллективные позывы подражательства. Другое дело – специальное раскачивание ситуации, что  случилось, например, в Дагестане, когда веб-провокаторы успешно подстрекали людей к антисемитским выходкам. Но там объектом воздействия и орудием беспредела была толпа пользователей Интернета. А неформальная организация, группировка, имеющая внутреннюю иерархию и правила поведения, – совсем другое. Тем более при нынешней зависимости молодежи от гаджетов и социальных сетей.

Хотя не стоит забывать, что подросткам всегда нужен пример для подражания. Как ни крути, им требуется своя стая, частью которой они могли бы себя считать. С общими заморочками, привычками, потребностями, алгоритмами действий. С тем, что объединяет, во-первых, отгораживает от непонятного мира взрослых, во-вторых, обеспечивает личную значимость в коллективе, в-третьих, и так далее. Когда-то дети вступали в скауты, потом – пионеры, теперь есть Российское движение школьников «Время первых». Если его правильно поддерживать и развивать, сюжеты «Слова пацана» так и останутся просто историями из прошлого.

Использован скриншот кадра из сериала
__________________________________________________________________________

Просьба есть, товарищ Бог,
в этот чудный вечер майский:
если друг живым подох —
покарай его по-райски.
Чтоб был счастлив без конца
и в большом, и даже в малом.
Чтобы лысина с лица
не сползала, а сияла.
Изобилья ему, чтоб
черпать полными рогами.
Чтобы, в принципе, не топ:
ни в бассейне и ни в Каме.
Чтоб вся радость — одному.
Чтоб сюжеты — без сомнений.
Чтобы памятник ему
с эпитафией, мол, гений.
Мол, пернастный лебедь наш.
Мол, оплот, таламус сущий.
Мол, бессрачно сдан в тираж
соловьем эдемской кущи.
9.05.20

Юрий Токранов, сборник «Аллитератор»:
стихи, переводы, мини-поэмы – 1983-2023 годы.
Книга объемом 418 страниц формата А5 вышла на площадке «ЛитРес»,
представлена на основных маркет-плейсах.
Ознакомиться и приобрести можно по реферальной ссылке
https://www.litres.ru/book/uriy-tokranov-32596549/alliterator-69283351/
В том включены:
героическая «Баллада о Середе»,
фэнтези «Искупление невинности» в 12 частях с прологом,
переводы с английского,
циклы стихов «Аллитератор», «Мозги на заборе», «Жонглёр»,
«Отпуская слова в пустоту», «Быльё + ковидострофы»,
«Дневник, которого не было».
Просмотров: 492 | Добавил: Юрий_Токранов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar